Отпугиватели садовых вредителей ЭкоСнайпер
Поиск по метро

Адаптация в новом коллективе

от 03.07.2016
Адаптация в новом коллективе

На протяжении жизни человек постоянно адаптируется к каким-либо новым условиям. При поступлении на новую работу он тоже приспосабливается к новым рабочим условиям и требованиям, особенностям делового и личного взаимодействия с другими людьми. Для кого-то этот процесс не представляет ничего сложного, а для кого-то – становится настоящим испытанием.

Успешная адаптация – что она из себя представляет

Трудовая адаптация в коллективе не всегда завершается успешно. Нередки случаи, когда пришедший в компанию высокопрофессиональный сотрудник, покидает ее со скандалами и судебными разбирательствами. Однако чаще всего все не настолько плачевно и в результате привыкания человек выполняет свои функции и гармонично вписывается в команду, но работает не в полную меру, а среди коллег у него появляются и друзья, но и враги.

Каждому работодателю хочется, чтобы новый специалист адаптировался на 100%. Что это значит? Существует несколько основных признаков того, что работник освоился в компании – он:

  • Непревзойденно выполняет весь свой функционал;
  • Демонстрирует умение справляться со сложными задачами и проявляет креативность;
  • Уютно чувствует себя в коллективе, знаком с коллегами и руководителями, наладил со многими сотрудниками личный контакт;
  • Знает, как пользоваться оргтехникой и оформлять документы;
  • Ознакомлен с правилами премирования и другого стимулирования и следует им;
  • Соблюдает правила поведения и общения в компании и отдельных группах;
  • Принят в одной или нескольких неформальных группах.

Иными словами, адаптировавшийся сотрудник становится по-настоящему своим человеком – он не только усваивает культуру поведения и знания, касающиеся его непосредственной деятельности, но и устанавливает добрые личные контакты с работниками.

Какой бывает адаптация?

Адаптация может проходить стихийно или под бдительным контролем специалиста отдела кадров. В обоих случаях есть довольно действенные методы. Но администрация компании должна понимать, что для быстрого и эффективного выполнения обязанностей, сотруднику необходимо оказать содействие в освоении на новом месте работы.

Естественная адаптация

Естественные методы адаптации подразумевают то, как сам новый работник должен вести себя при вступлении в должность. Ему необходимо соблюдать ряд рекомендаций:

  1. Необходимо познакомиться с ценностями и традициями компании, придерживаться принятого в организации дресс-кода. Важно отметить, что работника быстрее примут, если он добьется расположения одного из уважаемых сотрудников на аналогичной должности;
  2. Следует соблюдать пунктуальность. На работе нужно появляться несколько раньше начала рабочего дня, а уходить – немного позже. Это обязательно будет замечено и оценено, а вот опоздания и стремление пораньше уйти «скажут» о незаинтересованности в работе;
  3. Успешно влиться в коллектив можно, только придерживаясь принятого здесь стиля общения, но соблюдая дистанцию и избегая фамильярности. Большим плюсом будет, если новый сотрудник быстро запомнит имена коллег;
  4. Тактичность – еще один важный компонент успешной адаптации: не нужно пытаться проявить свои способности, критикуя коллег и раздавая навязчивые указания;
  5. Важно установить личные отношения, а для этого надо быть приветливыми и доброжелательными, соглашаться на совместное времяпровождение за пределами компании;
  6. Об увлеченности работой говорит и то, что работник не боится спрашивать то, что непонятно или если возникают затруднения.

Управляемая адаптация

Управляемая адаптация – та, которая проходит под контролем работников отдела по персоналу и руководителя. Ни один из ее методов не является универсальным, и в каждом конкретном случае необходимо подбирать несколько в зависимости от личности новенького. Важно проводить целенаправленную работу по следующим направлениям:

  • Социально-психологическому. Человек должен войти в коллектив, усвоив принятые здесь модели общения;
  • Организационному. Новому работнику необходимо освоить нормы делового общения, правила взаимодействия, а также требования к оформлению документации;
  • Профессиональному. Сотрудник должен уметь в точности выполнять свои должностные обязанности.

Социально-психологическая адаптация

Человек, не сумевший найти общий язык с другими работниками, будет чувствовать себя крайне неуютно на новом месте, и возможно это послужит причиной его желания поменять компанию на более «приветливую». Поэтому не следует исключать из внимания такой, казалось бы, не относящийся к выполнению трудовой деятельности, аспект.

Индивидуальное сопровождение новичка

При индивидуальном сопровождении ответственный за адаптацию сотрудник контролирует успешность влияния работника в фирму и помогает при возникающих проблемах. Он объясняет, как одеваться, лучше себя вести в определенной обстановке, в какое время и где работники обедают, и раскрывает другие важные вопросы.

Кроме того, так новый сотрудник знакомится с важными для него работниками, узнает об особенностях общения, взаимоотношениях внутри компании и так далее.

Корпоративы

На корпоративах коллективу представляют новых работников. Это может проходить в форме традиционного чаепития по пятницам, поздравлений именинников каждый месяц, встреч нескольких взаимодействующих подразделений. Так новый сотрудник наблюдает за другими и осваивает их поведение и общение, а остальные – знакомятся с ним.

Перед проведением вечеринки нелишним будет инструктирование новичка, в результате которого он должен понять:

  • как на нее одеться;
  • уместны ли шутки и какие;
  • с кем и о чем следует поговорить;
  • как подготовить самопрезентацию или тост, и каким должен быть их текст.

Не рекомендуется устраивать из вечеринки официальные смотрины, но одним из пунктов мероприятия должно быть знакомство с новичком, иначе он будет чувствовать себя неловко.

Корпоративный PR

Создание корпоративного PR – это разработка справочника, в котором будут перечислены в легко доступной, иллюстративной форме, с приведением примеров, фотографий, цитат наиболее значимые правила фирмы. В него можно включить следующую информацию:

  • о приемлемой и недопустимой одежде;
  • о порядке на рабочем столе;
  • о перекурах и перерывах;
  • об особенностях режима дня и другую.

Тренинг командообразования

Тренинги не следует использовать часто – если принят ценный сотрудник, который не принимаются коллективом, а также когда новый член назначен на высокую должность и ему важно максимально быстро добиться расположения команды. Тренинг будет иметь некоторые различия в обоих указанных случаях:

  • Отвержение нового ценного работника. Встреча должна быть посвящена рассмотрению конкретных разногласий. Сотрудники могут высказаться, рассказать о том, чем их не устраивает новичок. Проведение такой встречи возлагается на опытного тренера, который формулирует правила ее проведения и постоянно отслеживает их выполнение. К тому же, он должен провести предварительную подготовку – обсудить проблему с неформальными лидерами и руководителями, провести анализ причин негативного отношения;
  • Поступление на службу управленца. На тренинге начальника знакомят с важными сотрудниками и дают им представление о тех требованиях, которые он предъявляет.

Организационная адаптация

Работник, помимо всего прочего, должен освоить требования к оформлению документации. В рамках организационной адаптации новичку важно усвоить следующие требования:

  • Те, которые исходят от функциональных подразделений, например, бухгалтерии, отдела материально-технического снабжения, службы безопасности и других;
  • Те, которые накладываются руководителями.

Если работник хорошо изучит и запомнит их, то он без труда найдет выход из любой сложной ситуации, и будет отлично выполнять свои обязанности.

Инструктаж в функциональных подразделениях

Любое отделение имеет определенный комплекс требований, правил и отчетных форм. Их недостаточное знание ведет к непродуктивности сотрудника, ведь он будет тратить большую часть времени на поиск той или иной информации. Поэтому их нужно доводить в доступном и упрощенном виде – в форме письменных или устных инструкций.

Папка новичка

Папка нового сотрудника – это комплект документов со структурированным оглавлением. Если в организации есть такая папка, при возникновении определенного затруднения сотрудник обращается к ней и быстро находит ответ. В крупных организациях создается также компьютерный аналог со всеми необходимыми для работы данными, с которым очень удобно работать.

Большой справочник

В справочник вносят важные материалы по всем направлениям деятельности и выдержки из нормативных актов и приказов. Документ создается в едином стиле, тексты в нем имеют взаимосвязь между разделами – все это облегчает понимание информации и пользование. Лучшим вариантом подобного пособия является электронная версия с гиперссылками и внутренними ссылками.

Корпоративный сайт

Умело организованный и структурированный внутренний сайт будет эффективным помощником при ознакомлении сотрудника с нужной ему информацией. Например, он поможет при поиске ответов на вопросы:

  • по работе с компьютерными программами;
  • о заполнении различных документов, например, о том, как написать заявку и кому ее следует вручить.

Остальные методы

Некоторые управленцы применяют и другие методы. Их не рекомендуется использовать, потому что они не отличаются эффективностью. Это:

  • Самостоятельное выяснение работником необходимой информации при возникновении в этом потребности;
  • Разработка в компании многообразных приказов и памяток, в которых легко запутаться незнающему человеку.

Профессиональная адаптация

Основная часть адаптации приходится на освоение правил выполнения своих обязанностей. Ведь вряд ли руководство устроит человек, прекрасно ладящий со всеми членами коллектива, блестяще освоивший правила коммуникации и оформления документов, но посредственно исполняющий функции.

Поэтому в ходе профессиональной адаптации работник отдела кадров добивается того, чтобы новый сотрудник выполнял свои функции с необходимой скоростью и качеством. Новичок также должен показать свою готовность делать и другую работу, выходящую за рамки его непосредственных обязанностей.

Четкое планирование работы

В ходе испытательного срока необходимо планировать работу сотрудника так, чтобы он четко осознавал:

  1. Что именно и в какие сроки он должен выполнять;
  2. Каким образом его деятельность будет оценена по завершении адаптационного периода.

Для этого можно использовать различные приемы, среди которых особой популярностью пользуется разработка плана проекта с прописыванием задач и подзадач.

Наставник

У непосредственного начальника, как правило, мало времени на то, чтобы давать разъяснения новичку. В решении этой проблемы поможет его закрепление за профессионалом с большим опытом работы, который оперативно оказывает помощь.

При выборе наставников следует обращать внимание:

  • на стаж его деятельности в определенной должности;
  • на его коммуникативные способности;
  • на наличие практики работы с новичками.

Обучение

Обучающие семинары применимы лишь при крайней необходимости – к примеру, если новичок занимался несколько иным видом деятельности на предыдущем месте работы. Для обучения лучше приглашать преподавателей или создавать программы, которые будут проводиться штатными тренерами.

При выборе метода адаптации необходимо учитывать сложившуюся ситуацию в организации, личность нового работника, специфику поведения и правила в компании, и многое-многое другое. Важно грамотно сочетать разные подходы, чтобы вхождение в коллектив сотрудника было как можно более гармоничным.



«Женщина и Город», Месис Е.

Рубрики




Вернуться наверх